Модерн Арнис  
  Главная arrow Направления arrow Саёк Кали  
1. Введение
2. Структура обучения
3. Принципы, стратегия, тактика
4. Методика обучения
 

Структура обучения

Когда студент начинает обучение он должен в полной мере осознавать то, с каким уважением относятся к холодному оружию в Саёк кали. Человек не должен переоценивать свои возможности в ситуациях самозащиты от нападающего с клинковым оружием. Важно понимать, как и для чего используется нож. Ещё более важно осознавать как знания семьи Саёк, передаваемые из поколения в поколение, были накоплены зачастую через самопожертвование, потерю жизни и настоящий боевой опыт. Система формировалась в борьбе и страданиях, и этого нельзя забывать. Только наиболее ответственные и преданные ученики считаются готовыми для обучения. Как только они осознают всю серьёзность и внутреннюю сущность Саёк кали, делающие эту систему столь оригинальной им предоставляется возможность понять основные отличия этого боевого искусства от других стилей ножевого боя, с которыми Саёк кали часто сравнивают. Зачастую полученные знания и навыки оказывают на обучающихся огромное воздействие, в сущности, они сталкиваются с совершено новыми практическими способами обращения с клинковым оружием.

Итак, первое как уже было сказано это уважение к клинку, затем объясняются наиболее рациональные способы размещения и ношения оружия. Практикующие Саёк кали всегда имеют при себе нож и знают, как заботиться и правильно его хранить. Таким образом, происходит естественная эволюция в обучении от определенных правил и культуры обращения с клинковым оружием к техническим навыкам и принципам. Традиционно в Саёк кали уделяется большое внимание ношению и расположению нескольких клинков различного вида и прочего оружия. Тренировочный процесс включает использование основных и затем второстепенных видов клинкового оружия. Когда ученик продвигается в понимании системы и повышает уровень личного мастерства, то количество используемых им клинков может увеличиваться. Логическое объяснение этому в том, что так можно судить о прогрессе обучаемого в освоении стратегии и техники Саёк кали.

Одним из важных аспектов обучения является тренировка своего разума, обучающиеся должны полностью осознать смысл фразы: « Ножевой бой это противостояние умов, чем ты умнее, тем большего сможешь добиться».

Далее новички знакомятся с основами техники владения ножом. Им объясняют различные способы хвата оружия, они изучают технические характеристики клинков, учатся какой вид клинкового оружия лучше использовать в различных обстоятельствах и какие цели на теле человека можно эффективно атаковать. С прогрессом в обучении студент осваивает большое количество специальных тренировочных последовательностей и упражнений. Эти методики направлены на то, чтобы научиться более экономичным движениям тела, технике передвижений, эффективно выбирать цели для нанесения удара - всё это помогает в последствии не только минимизировать количество непроизвольных и лишних реакций учеников, а также целенаправленно тренировать правильную «ответную реакцию».

В ходе дальнейших тренировок обучающийся должен продемонстрировать ряд так называемых пробных техник, разработанных специально для того, чтобы определить уровень подготовки ученика. Если технические действия выполняются не совсем правильно, то ученику сразу указывают на ошибки и дают рекомендации о том, что необходимо предпринять для повышения уровня своего мастерства.

Последовательность методики очень простая. Ученик начинает с освоения навыков правильного использования ножа и продолжает до тех пор, пока базовые формулы не отложатся в памяти и не станут функциональными. Введение в базовый курс продолжается через этот метод разучивания и мысленного запоминания изученного материала, а затем идёт лишь корректировка и совершенствование техники. Прогресс в обучении зависит от того насколько быстро и качественно ученик может воспринимать и запоминать изучаемый материал. Как только базовая формула освоена, происходит демонстрация и объяснение, как и почему она работает и логически развивается внутри всей системы.

Обучение владению клинковым оружием в системе Саёк основано на принципе независимости каждой части системы в процессе преподавания и ученик может даже не предполагать о наличии других частей. Как уже было сказано первая часть обучения, которая называется Саёк кали, представляет собой этап использования клинкового оружия. Эта часть полностью направлена на развитие навыков нападения у атакующего.

На этом этапе навыки защиты практически не рассматриваются. Основная идея данного подхода в том, что филиппинские боевые искусства основываются на тактике нападения и человек, нападающий с холодным оружием, обычно имеет явное превосходство в бою.

Поэтому через поколения от отца к сыну преимущественно передавалась традиция изучения навыков нападения.

До определённого момента изучать аспекты защиты не столь важно, они будут освоены позже в течение такого же количества времени, которое было затрачено на отработку навыков нападения. Дело в том, что ученик, владеющий навыками нападения, получит больше полезного опыта, взаимодействуя с другим учеником, которому в свою очередь необходимо затратить больше времени на освоение правильной защиты. В результате получается, что два бойца тренируют друг друга, нарабатывая каждый свою технику и «правильные реакции».

После освоения базовых навыков, идёт обучение технике различных упражнений с ножом, выполняемых в форме «течения» и состоящих из серий последовательных движений. Из этих последовательностей можно получить понимание и совершенствовать практическое применение техники ножевого боя. Программа обучения Саёк кали очень обширна: существуют только 36 базовых формул использования ножа (тэмплэйтс), более 10 технических комплексов состоящих из серий последовательных переходов и взаимодействия атакующего и принимающего, а также дополнительное количество упражнений с ножом, изучаемых после того, как мастерство выполнения последовательных переходов будет на достаточно высоком уровне.

Техника работы ног в Саёк кали включает в себя методы по повреждению суставов нижних конечностей, блокировке и обездвиживанию противника в сочетании с ножевой техникой.

Следующий этап изучения системы Саёк называется Саёк силак. Саёк силак представляет полную противоположность Саёк кали. Это фаза освоения навыков безоружного противостояния нападающему с ножом или фаза доминирования принимающего, чьи тренировки проходят при зачехленном оружии. Силак концентрируется на развитии навыков ведения боя голыми руками, правильной технике передвижений, механики и движения тела - которые необходимы в ситуациях противостояния противнику вооружённому клинковым оружием и проведения захватов, ловушек, болевых замков или разоружений. Основная цель тренировок в Саёк силак это приобретение и совершенствование умений контролировать оружие оппонента, быстро определять возможные входящие атаки, осуществлять предварительную подготовку к извлечению и использованию собственных клинков для различных вариантов контратаки.

Одной из уникальных особенностей Саёк силак является то, как на этом этапе представлена методика обучения. Техника силак преподаётся непосредственно в сериях упражнений последовательных переходов. Благодаря этому тренировочный процесс проходит не статично, а с постоянно движущимся партнёром, в отличии, например от тренировок с неподвижным человеком, который использует оружие в фиксированном и определённом положении, тем самым, давая обучающемуся возможность лишь отрабатывать технику без импровизации и изменения ситуации. Саёк силак является своеобразным проводником между Саёк кали и следующим этапом системы - Саёк бакал.

Как уже говорилось, тренировочный процесс Саёк силак тесно связан с процессом обучения в Саёк кали. В силак доминируют защитные навыки, они дополняют предыдущий учебный материал, специализирующийся на технике нападения. Таким образом, каждый из этих этапов уравновешивает противоположную область системы.

Прогресс в обучении зависит от уровня мастерства студента и его готовности воспринимать новый материал. В случае успешного прохождения своего рода проверки полученных знаний, заключающейся в демонстрации изученных техник владения ножом и правильных реакций обучающегося в процессе выполнения техник, но на более высоких скоростях он перейдет на следующий уровень.

Тренируя серии атак и защит, у обучающихся проявляются два вида реакций. Это может быть рефлексивная реакция, схожая с той, которую демонстрирует неопытный боец и подготовленная или обдуманная ей обучаются специально, для того чтобы защиты от ножевых атак были оптимально эффективными. В положении атакующего важно отслеживать особенности рефлексивных реакций оппонента - это помогает определять слабые и уязвимые области в обороне противника. В Саёк кали преподаются различные формулы, которые работают как с рефлексивными, так и с подготовленными реакциями.

Для того чтобы повысить уровень своего мастерства ученику необходимо разобраться в механизме действия своих рефлексивных реакций, он должен понять, что инициирует эту реакцию. После понимания этих механизмов обучающийся старается заменить рефлексивную реакцию на подготовленную. Объединив опыт и знания по этим двум видам реакций, ученик переходит на следующий уровень прогрессии и формирует третью более сложную - правильную реакцию.

В Саёк кали используются формулы для развития навыков и получения необходимого опыта как при обучении атакующего, так и принимающего. Формулы помогают наиболее максимально использовать потенциал учеников и эффективно тренировать реакции обоих. Как только ученики понимают механизмы действия рефлексивных реакций друг друга, то им гораздо легче, психологически и физически выработать подготовленную реакцию. Подготовленная реакция обучаемого является тренированной реакцией на рефлексивный ответ оппонента. После освоения подготовленной реакции ученики должны разобраться в принципах действия этого же процесса у противника, что является ещё более сложной задачей.

В результате, взаимодействуя с более высоким уровнем реакций оппонента, практикующий Саёк кали будет вынужден использовать правильную реакцию, как наиболее эффективный вариант из подготовленных реакций в ответ на реакцию соперника.


 
 
© Региональная Федерация Арнис, 2006-2010.
Все права на переведенные материалы принадлежат их авторам.
Все права на оригинальные тексты принадлежат их авторам.