Модерн Арнис  
  Главная arrow Публикации arrow Интервью arrow Интервью с Роми Лисондра  

Интервью с мастером Роми «Бибинг» Лисондра

   Это интервью взял сеньор мастер модерн арнис Дату Дитер Кнуттел в городе Баколод, во время поездки участников III международного фестиваля филиппинских боевых искусств в Хинигаран, место, где родился грандмастер Реми Пресас. Оригинальная версия этого интервью размещена на сайте Всемирного братства модерн арнис. Перевод отредактирован президентом Региональной федерации арнис А.В. Писаркиным.

Дату Дитер Кнуттел берёт интервью у мастера Лисондра
Дату Дитер Кнуттел берёт интервью у мастера Лисондра
   Мастер Лисондра родился в 1946 году. Он был одним из первых учеников, а позже и инструкторов, занимающихся под руководством грандмастера Реми Пресаса. Мастер Роми Лисондра и его брат Рудольфо «Руди» Лисондра стали обладателями чёрных поясов 11 декабря 1964 в Университете Святого Августина в городе Илойло. Они были первыми арнисадорами получившими чёрные пояса от Профессора Реми Пресаса. Мастер Лисондра получил звание Лакан Апат и степень 4 дан модерн арнис в 1970 году. Его брат первым выступил как партнёр грандмастера в спарринге с использованием настоящих мачете / боло состоявшемся в спортивном зале Университета Святого Августина в городе Илойло в декабре 1964. Роми Лисондра был первым учителем сеньор мастера Самуэля «Бамбита» Дулая.

     Для того чтобы взять это интервью я навестил мастера в его доме вечером 23 июля 2006 года, вместе с грандмастером Рене Тонгсоном, грандмастером Кристино Васкесом, сеньор мастером Самуэлем Дулаем и несколькими другими людьми, помогавшими мне в течение интервью. Например, сын мастера Лисондра который помогал в переводе, когда мастер говорил что-то на илонго и я не мог этого понять. В основном беседа проходила на английском. К сожалению, мистер Лисондра постепенно теряет зрение и в ближайшее время он должен будет лечь на операцию, если найдёт необходимые средства.

Мастер Роми Лисондра и Кристино Васкес
Мастер Роми Лисондра и Кристино Васкес

Дитер Кнуттел (ДК): Когда вы начали изучать арнис под руководством грандмастера Реми Пресаса?
«Бибинг» Лисондра (БЛ): Я начал в 1958 году, но с 1954 года я уже занимался дзюдо, мне тогда было восемь лет. В 1958 я переключился на арнис и стал обучаться у мистера Пресаса. В 1968 я стал инструктором и ассистентом грандмастера. В 69-ом или 70-ом Реми Пресас перебрался в Манилу, а меня оставил преподавать арнис в университете.
Позже Реми вызвал меня в Манилу помогать и ассистировать ему в преподавании арнис на этот раз в Национальной организации любительского каратэ. В 1971 году до введения военного положения в стране я вернулся в Баколод, а Реми остался в Маниле.
Позже я услышал, что Профессор уехал за границу.

ДК: Когда появилось само название модерн арнис?
БЛ: Я точно не помню, но если не ошибаюсь, то где то в 1968 году.

Далее последовало долгое обсуждение данного вопроса на илонго между мастером Лисондра, Рене Тонгсоном и Кристино Васкесом.

Грандмастер Рене Тонгсон (РТ): Он не может вспомнить точно. Проблема в том, что большинство людей занимавшихся с Реми тогда и не предполагали, что в последствии арнис будет называться модерн арнис.
БЛ: Да, это так.

 
ДК: Каким техниками он вас тогда обучал? Вы использовали одну палку, эспада и дага, синавали?
БЛ: Двойные синавали, технику двух палок. Да, две палки и …ведь синавли это старое название. Арнис тогда назывался бастон, а не арнис. Техника тапи-тапи называлась корридас ( опять последовала дискуссия на илонго). Дикитан, работа на ближней дистанции. Защита и нападение, ближний бой.

ДК: Вы тогда уже практиковали технику разоружения или больше внимания уделялось технике ударов, технике синавали? Каким аспектам отдавалось большее предпочтение тогда?
БЛ: Разоружения? Нет. Сперва мы заложили основы, а потом перешли к базовым техникам.

ДК: Что представляли собой основы и базовые техники?
БЛ: Ну, это синавали, общие моменты в боевых искусствах. Стойки, блоки, защитные и атакующие действия.

ДК: В основном вы использовали одну палку?
БЛ: Одну и две тоже.  

ДК: Тренировались ли вы с ножом или с эспада и дага в то время?
БЛ: В основном с двумя палками и довольно долго.

ДК: А как насчёт приёмов самозащиты от ножевых атак?
БЛ: Самозащита от ножа это боевой раздел. Часть джиу-джитсу, как собственно тактика и техника разоружения противника с ножом.

ДК: Как много студентов занималось с Профессором в самом начале?
БЛ: Начинало заниматься совсем немного. Если я не ошибаюсь десять человек или около того. Мы с братом Руди, сам грандмастер Пресас, братья Доромал, Ролого, Нельсон Канада. Может ещё кто-то, сейчас всех не вспомню.

ДК: Это было когда начались занятия в университете?
БЛ: Нет, нет, это было раньше. Это было начало занятий в его клубе.

ДК: В конце 70-х он перебрался в Манилу, количество его учеников увеличилось?
БЛ: Да их было намного больше. Помимо студентов университета, в зале занималось много народа. Это были люди, которые просто хотели получить дополнительную физическую нагрузку или тренировать навыки самозащиты. В его же зале тренировались только члены клуба. Их количество было от 50 до 80 человек, не включая студентов занимавшихся с ним индивидуально.

ДК: А когда Профессор начал применять систему поясов для обозначения квалификации? Это было уже в Баколоде или в Маниле?
БЛ: В Баколоде уже применялась подобная система.

ДК: Он использовал пояса различного цвета, и звание Лакан для чёрных поясов?
БЛ: Нет, нет. Здесь в Баколоде использовались только пояса. Система квалификационных званий Лакан была введена позже, в Маниле.

ДК: То есть сначала вы прошли все ученические уровни и потом стали инструктором или как это было?
БЛ: Всё именно так и было.

ДК: Как много потребовалось времени, для того чтобы стать инструктором?
БЛ: Прежде чем стать инструктором и ассистировать Профессору я проучился десять лет, с 1958 по 1968 год.

ДК: То есть вы получили звание инструктора в 68-ом, а до этого были исключительно на правах ученика?

Вновь дискуссия на илонго и сын мастера пояснил: В 68-ом он официально стал инструктором, но до этого уже ассистировал грандмастеру Пресасу. 

ДК: А когда вы начали помогать Профессору в преподавании арнис?
БЛ: Это было в 62-ом году. Но не только в преподавании арнис, а так же каратэ. Я ведь до арнис занимался каратэ. Даже в турнирах участвовал.

ДК: А спортивные турниры по арнис проводились в то время?
БЛ: Тогда ещё нет.

ДК: А происходили схватки с другими мастерами? Кто-нибудь бросал вызов Реми Пресасу?
БЛ: Да, желающие находились. Например, мистер Доромал. Он был известным инструктором в Баколоде. Мистер Пресас собирался сделать демонстрационное выступление по арнис, но мистер Доромал вызвал его на бой ещё до того, как демонстрация состоялась. В итоге мистер Доромал проиграл. Это был первый вызов на тот момент.

Сын мистера Лисондра добавил, что в то время Доромал считался одним из сильнейших бойцов в Баколоде. Грандмастер Пресас победил его, и мистер Доромал принял мудрое решение присоединиться к Профессору и его клубу. Все тогда шутя, говорили: «Не можешь победить его, значит присоединяйся к нему».

ДК: А каким стилем занимался мистер Доромал прежде чем начал тренироваться с Профессором?
БЛ: Я не знаю.

Все начинают обсуждать этот вопрос, и кто-то сказал: «Тогда вообще не было чёткого разделения на стили и названия, мы просто делали то или это».

РТ: Раньше не было названий. До исследований Реми не существовало чёткой систематизации. С возникновением модерн арнис появилась чёткая структура, и знания были систематизированы.

ДК: Итак в конце 60-х Реми перебрался в Манилу?
Грандмастер Кристино Васкес (КВ): В 68-ом если быть точным.

ДК: Произошли ли какие-то изменения по сравнению с тем, что он преподавал в конце 50-х? Как изменилась система к началу 70-х?
БЛ: Да, безусловно, изменения были.

ДК: А что именно изменилось?
БЛ: Изменений было много. Появилась техника тапи-тапи, техника разоружения, много всего. Из традиционного арнис превратился в современный в его собственный стиль.

ДК: На что делался больший упор в то время: на работу с палками или клинковым оружием?
БЛ: Мы занимались с палками и клинковым оружием.
РТ: Разницы не было палка или клинок. Всё что ты держишь в руках может быть оружием. Вот почему мы хотели представить эту концепцию в западном мире, особенно в Европе.
Неважно палка это или клинок – это в любом случае оружие. Иногда некоторые студенты спрашивают: « А что если я сделаю так, я нанесу рану здесь?». Я отвечаю:
«Всё зависит от того, что ты держишь. Если ты держишь палку, как ты можешь порезать кого-нибудь?». Когда в руке палка ты используешь её как палку. Если это клинок ты работаешь как клинком. Мы придерживались этой концепции.

ДК: А как это происходило, он просто говорил, что сегодня вы занимаетесь с боло или с ножом?
РТ: Мы были подготовлены к изучению техники клинкового оружия, так как уже обладали знаниями боевых методов.

ДК: На что были больше ориентированы тренировки: на бой с палками, самооборону или развитие боевых навыков?
БЛ: В основном тренировались с палками, так же развивались боевые навыки. В то время он также преподавал в армии, до введения военного положения.

ДК: А технику безоружного боя он преподавал или техники с дуло-дуло, например?
БЛ: Да, конечно.

ДК: Обучая в 70-х в, Реми Пресас начал по другому преподавал арнис, возможно он больше внимания стал уделять развитию боевых навыков, так как ему приходилось работать с военными?
БЛ: В университетах проходили занятия для развития физических качеств студентов. Боевые навыки преподавались в специальных залах и не для всех желающих.

ДК: То есть в университетах он преподавал основы и базовые техники?
БЛ: Да.

ДК: А затем, когда он приходил в свой зал он обучал более сложным техникам и демонстрировал боевое применение полученных навыков?
БЛ: Да, там преподавались боевые техники и техника самозащиты.

ДК: Говорил ли Профессор, откуда он получил свои знания и навыки? Например, от своего отца или деда?
БЛ: Нет, он никогда этого не говорил.

ДК: Принимали ли участие его братья Эрнесто или Роберто в преподавании тогда?
БЛ: Эрнесто на тот момент больше занимался бегом.

ДК: Какие палки использовались в боях по вызову и на тренировках? Различались они по форме и по древесине?
БЛ: В боях по вызову? Камагонг или бахи.

ДК: Понятно, а на тренировках?
БЛ: На тренировках только ратановые палки.
РТ: Но в бою камагонг или бахи.

ДК: Использовались круглые или плоские палки?
БЛ: Круглые.

ДК: Как долго длились схватки? Десять секунд или может несколько минут?
БЛ: Обычно всё было очень быстро бэнг, бэнг и всё. Не больше пяти секунд.

ДК: Да, с палкой из камагонг или бахи это вполне понятно. А Реми конечно сражался левой рукой?
БЛ: Да, левой.

ДК: Не совсем честно.

Все смеются.

БЛ: Он мог одинаково хорошо сражаться и левой, и правой, но конечно основной рукой была левая.

ДК: Это были бои с одной палкой, так?
БЛ: С одной палкой.

ДК: Какие были правила в этих схватках? Когда бой был закончен? Когда один из бойцов лежал на земле или убегал прочь?
БЛ: Не было правил, просто дерись до конца.

ДК: А как вы понимали, что бой закончен?
БЛ: Когда один из участников сдавался. Если оппонент говорил: «Я сдаюсь», бой считался законченным.

ДК: Получается, что физические параметры были, не настолько важны, если бой длился не более пяти секунд?
КВ: Как-то Профессор дрался с одной палкой против соперника который использовал эспада и дага. Он лишил его вначале даги, затем разоружил эспада и сказал: «Я могу драться с тобой хоть палкой от метлы». Да, у него было сердце и дух бойца.
БЛ: Да, это так.
РТ: Мистер Янсон из Баколода, известный в конце 50-х, как очень сильный боец на палках, уступил Реми и отдал ему всех своих студентов. Он даже отправил своего сына учиться у Профессора. Даже сына!

БЛ: Бамбит (Дулай) начал заниматься боевыми искусствами под моим руководством. Он изучал каратэ, дзюдо и другие виды. Когда я вернулся из Манилы в Баколод то представил его Реми и Эрнесто. Он был очень хорош в боевых искусствах, ему всего лишь было необходимо улучшить свой арнис.

Все засмеялись.

ДК: Да и они это сделали.
РТ: Давно это было.

ДК: Профессор обучал технике синавали с самого начала? В 50-х, 60-х, когда он начал использовать эту технику?
БЛ: Двойные синавали. Шесть стандартных ударов двойных синавали. Да, с самого начала.

ДК: А откуда появилась эта техника?
БЛ: Мы не знали. Он просто пришёл и начал обучать нас.

ДК: А помните ли вы когда стала практиковаться техника одиночных синавали?
БЛ: Я не могу вспомнить.

ДК: Как долго длилась одна тренировка в то время, один час или полтора?
БЛ: В то время большинство из них длились по 3-4 часа.

ДК: Вы отрабатывали несколько техник в течение долгого времени?
БЛ: Да, всего лишь несколько техник. Он обучал нас 3-4 техникам и только через месяц давал нам новые.

ДК: Сколько раз в неделю проходили тренировки?
БЛ: Ежедневно.
ДК: Каждый день по 3-4 часа, впечатляет.
РТ: Позже, когда Реми уже не жил в Баколоде, он мог дать одну технику на месяц, и нужно было тренировать её всё это время. А когда Профессор снова приезжал в город, то если вспомнит, звонит и показывает новую. Иногда это происходило только через два месяца. Зато это помогало довести наши техники до совершенства.

ДК: Итак это было качество, а не количество. Проводились какие-нибудь экзамены для получения поясов или он просто говорил, что теперь ты достиг следующего уровня мастерства?
БЛ: Когда он видел, что ты действительно хорош, то говорил: «Да, ты хорош». Никаких специальных экзаменов в то время не проводилось.

ДК: Когда вы начали тренироваться с Профессором, как выполнялись блоки: ладонью, предплечьем или палкой?
БЛ: Палкой.

ДК: А захваты палки соперника тоже выполнялись?
БЛ: Да, конечно.
ДК: Это интересно.
КВ: Секрет модерн арнис в проведении захватов палки.
РТ: Когда Профессор выполнял захват, противник больше не мог двигаться или убежать. Он полностью контролировал оппонента. В этом и есть секрет.

ДК: А представители других школ завидовали успеху Реми в развитии своего стиля?
БЛ: Да, но это естественно.

ДК: Были ли травмы на тренировках?
БЛ: Был только один серьёзный инцидент, в остальном так, небольшие повреждения и ушибы.

ДК: Что такого особенного было в Профессоре, что столько людей хотели быть с ним и учиться у него?
БЛ: Я думаю, его стиль и техника привлекали людей. Они были очень эффективными.

ДК: Доктор Ленгсон и мастер Чиутен уже сотрудничали с Профессором до этого?
РТ: Нет, это было уже в Маниле и уже существовало название модерн арнис.

ДК: Это интересно, потому что в США идут горячие дискуссии о том, что Профессор Пресас перенял технику синавали у Доктора Ленгсона.
РТ: Это не так.

ДК: Но если мастер Лисондра уже тренировали технику синавли с Профессором в 1958 году, получается, что эти утверждения ошибочны.
РТ: В те дни тренировались только двойные синавали. Одиночные синавали не использовались.

ДК: В какой период Профессор сотрудничал с Доктором Ленгсоном?
РТ: Уже в Маниле. За несколько лет до знакомства с мастером Роделом. Доктор Ленгсон и Профессор были партнёрами по тренировкам. Они готовились к участию в телевизионной передаче. Двойные синавали очень эффектная техника для использования в телевизионных съёмках, к тому же если выполнять её очень быстро.
Для нас техника двойных синавали это база. Это упражнение очень эффективно для развития базовых навыков. Конечно, она может применяться и как боевая техника.
В то время когда они тренировали эту технику в Маниле, их целью было участие в телевизионном шоу.
РТ: Кстати он делал рисунки для книги по модерн арнис.
БЛ: Да, я рисовал это. Первая книга Профессора Пресаса.

ДК: Книга розового света?
БЛ: Да, я делал иллюстрации.

ДК: Удивительно, вы были художником, который рисовал эти иллюстрации!
БЛ: Я рисовал их в 1968 во время преподавания арнис в университете.

ДК: То есть первая книга была подготовлена, когда Профессор всё ещё преподавал в Баколоде?
БЛ: Да.

ДК: А когда вышло первое издание?

Долгая дискуссия на илонго и сын мастера сказал, что отец не может вспомнить.

ДК: А книга была издана до сотрудничества Профессора с Доктором Ленгсоном?

Опять обсуждение, никто не может сказать ничего определённого, но кто-то упомянул, что их сотрудничество началось в 1970 году.

ДК: Когда Профессор стал использовать униформу?
БЛ: В 1968 году, во время работы в университете. Это были красные штаны и белая футболка. Это оригинальный вариант униформы.

ДК: В это же время он начал использовать пояса? Чёрные пояса и звания Лакан были ведены вместе с использованием униформы?
БЛ: Система квалификации уже была, но званий Лакан ещё не было.

ДК: Но в книге написано, что эти звания уже использовались.
БЛ: Нет, их начали использовать только в Маниле.

ДК: Я вижу здесь у вас болеро. Когда этот элемент стал использоваться как часть униформы? В 70-е?
РТ: Болеро всегда являлось частью униформы в модерн арнис. В начале ты носил только красные штаны и белую футболку. Раньше правила были очень строгие. Сейчас это просто, ты надеваешь болеро и всё. Но раньше ты был должен это заслужить.

ДК: Красные штаны и белая футболка, этот вид униформы пришёл от Катипунерос (филиппинские борцы за свободу)?
РТ: Вообще еще до них эти цвета использовали филиппинские бойцы, борцы за свободу страны. Они использовали красное и белое. Теперь это стандартный вариант формы в модерн арнис.

ДК: Большое спасибо за ваше время и за все ответы, которые вы мне дали. Я желаю вам всего наилучшего. Саламат по.

 
 
© Региональная Федерация Арнис, 2006-2010.
Все права на переведенные материалы принадлежат их авторам.
Все права на оригинальные тексты принадлежат их авторам.